К основному контенту

Наконец-то вы снова здесь: иммерсивный спектакль "Дом 19|07"



Из официальной группы спектакля «Дом 19|07» ВКонтакте 
(Феликс — Рустим Бахтияров, Софья  Агата Вавилова)

Денежный переулок, 9/6 — этот адрес год назад стал известен мне, когда я впервые попала в усадьбу Поливанова на концерт из цикла «Званых вечеров на Денежном». Тогда усадьба была лишь задним планом, красивым оформлением вечера, более «возвышенным», чем, например, «Гластонберри-паб», а в репертуаре артиста, на чье выступление я пришла, преобладали музыкальные номера из классических оперетт и опер.

Прошел год, и все в корне изменилось: усадьба, или, как теперь ее уместнее назвать, Дом, стала одним из главных действующих лиц, и необходима не только как антураж, поскольку именно она держит все вместе в новом спектакле иммерсивного формата «Дом 1907»: современную музыку, ближе всего к мюзикловой, мистику, сюжет и десятерых персонажей.

Театр называется исполнительским искусством, а кино — нет по той причине, что театральный спектакль уникален в своем роде и любая попытка повторить его будет отличаться от предыдущей. Иммерсивный формат, предусмотренный в «Доме…», выводит это понимание театра на новый уровень: не только спектакль не повторится, но и для зрителей вокруг вас он будет другим, поскольку три группы — в белых, черных и красных масках — увидят три разных истории, которые для всех пересекутся только в начале и в конце спектакля.

Почему же истории разные, если в них участвуют одни и те же герои? Потому что, если вы спросите двух очевидцев одного события, что произошло на самом деле, их ответы могут отличаться. Так и в «Доме 1907» вы, надев белую маску и посмотрев на одного из обитателей, увидите его нежным и любящим, а если вам попадется черная, то он покажется вам циничным и мстительным. 

И это помимо отличий между двумя представлениями одного и того же спектакля. Увидев спектакль три раза в разные периоды проката, я отметила для себя различия даже в общих сценах. Дом живой, у стен есть уши, а у замочных скважин — глаза, и весь этот живой организм хочется исследовать все больше и больше.

Таким образом, «Дом 1907» интересен не только с точки зрения театрального события, но и с точки зрения «наблюдения за самим собой»: как эта история подействует на меня сегодня? Оправдаю ли я для себя героя, которого в прошлый раз нашла для себя недостойным прощения?
Но говорить о восприятии непросто, располагая только своими личными впечатлениями, а о сюжете — не хочется, чтобы не испортить впечатление для потенциального зрителя. О чем же остается говорить? О том, как это сделано и почему то, что сделано — хорошо.

С официального аккаунта спектакля «Дом 19|07» 
в Instagram
Придя в Дом, вы получите одну из трех масок. Вы даже можете попросить маску определенного цвета сами, если наслышаны о какой-то из линий или уже что-то видели, но я советую вам — не делайте этого. Лучше всего, оказавшись здесь, абстрагироваться от всех уже известных вам суждений и довериться обитателям. Вы не окажетесь потерянными в Доме, вам всегда помогут. Да, кто-то считает, что разбивка на группы — это нарушение свободы зрителя, но все три линии выстроены таким образом, что, даже если вы чего-то не понимаете в середине, то все прояснится в финале спектакля, и нет смысла пытаться взглянуть на спектакль «другими глазами». В моей жизни было несколько спектаклей, потерявших для меня свой шарм после того, как я увидела из закулисную жизнь. Так что не надо нарушать для себя эту магию, просто плывите по течению, тем более, что вам это все равно не удастся — у Дома есть негласные стражи, которые не дадут вам это сделать.

Вы сами не поймете, как спектакль начнется. Хотя официально «Час X» обозначен в символические 19:07, это всего лишь точка, после которой обитатели Дома начнут взаимодействовать с вами. До этого они существуют в том же пространстве, что и вы, просто не замечают вас, но повествование уже идет. Поэтому лучше прийти пораньше — к слову, в Дом можно войти уже в 18:30. И, хотя то, что происходит до 19:07, необязательно для понимания сюжета, все это становится приятным бонусом после того, как спектакль закончится и все кусочки пазла встанут на свои места. Это не новшество, в других иммерсивных спектаклях тоже есть свои «расширенные версии» — но за отдельную плату. 

После первой сцены происходит деление на группы, но оно не выглядит как уступка гипотетическим проблемам спектакля. Вам хотят показать не спектакль, а Дом. А с обитателями и их историями вы познакомитесь случайно — так вышло. Они не хотели помешать вам.

Побывав в конце ноября на камерном мюзикле «Песчаный словарь» (еще один спектакль, который, как я считаю, обязателен к просмотру), я написала: «теперь я хочу только такого театра. Чтобы на расстоянии вытянутой руки, чтобы без микрофонов и под живую музыку, чтобы прямо в душу». Что же, мечты сбываются. Дом именно такой. Стоило ли бояться своих желаний? Возможно, потому что, когда героиня спектакля устанавливает с тобой зрительный контакт, который, кажется, длится вечно, хочется куда-нибудь сбежать. В обычном театре вы находитесь в безопасности рампы, своего кресла и четвертой стены, а здесь вы беззащитны. Зато просмотр наполнен множеством деталей, которые унесут с собой зрители поодиночке: «Это меня коснулись, меня взяли за руку, меня спросили» — и это ощущение будет только у этих счастливчиков.

С официального аккаунта спектакля «Дом 19|07» 
в Instagram (Федор  Андрей Школдыченко)
«Дом 1907» еще и ступень в иммерсивный театр для поклонников жанра мюзикла. Для меня, например, до этого опыт иммерсивности исчислялся только «Суинни Тоддом» на Таганке и бутлегами бродвейского мюзикла «Наташа, Пьер и великая комета 1812 года», которые, при всех своих преимуществах, иммерсивные только косвенно — при убранной четвертой стене зрители все равно остаются на своих местах, пусть и видоизмененном пространстве, и это артисты выходят в зрительный зал, а не зрители проникают на условную сцену. И хотя «Дом…» не является мюзиклом, музыки здесь, все же, предостаточно, и в рамках одной линии вы можете услышать романс, соло в лучших традициях Уайлдхорна и оперную арию. Прекрасно то, что композитора Рустима Бахтиярова можно увидеть в самом спектакле — он играет Феликса (главная мужская роль), как и Агату Вавилову (Софья, главная женская роль), которая совместила режиссуру, сценарий, игру и прекрасный вокал.

Вот из таких людей-оркестров и состоит «Дом…». Все они вложили свою душу, и это видно в спектакле. Помимо Агаты и Рустима, вы можете увидеть здесь Сергея Сорокина, Вячеслава Штыпса, Сергея Борзова, Андрея Школдыченко — и это не все имена обитателей Дома, дорогие вашему сердцу, если вы любите мюзиклы. Обратите внимание на Аллу Онофер, исполнительницу роли Вари. Это имя, ранее мне незнакомое, я очень жду в других афишах, а пока рада, что увидела ее Вареньку — нежную и воздушную.

О чем еще стоит сказать? Пожалуй, о том, что хотя обитатели Дома родом из 1907 года, гости Дома остаются в 2018. И это очень важно. Поэтому, если какая-то деталь покажется вам чересчур современной — это не просто так. Вообще, если что-то в Доме вам кажется необычным, даже неправильным — обратите на это внимание, но не разочаровывайтесь. Запомните это как «зацепку» и следуйте дальше, потому что в конце концов вас ожидает объяснение всех неувязок. Таким образов, в историю любви и мистики вплетается еще и детектив. Будьте бдительны!

Вот, пожалуй, и все, что можно сказать о «Доме 1907», не раскрывая деталей сюжета. Приходите в гости, приходите, если можете, не один раз и отключитесь от внешнего мира на эти два часа. Да, и надевайте лучше кроссовки, потому что вам предстоит спуск и подъем по темным лестницам Дома.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Mozart l'Opera Rock Le Concert, 08/10/13 (Часть 1)

Моцарты. Для обычного человека это слово покажется странным. "Моцарт – он один!" В крайнем случае, люди подумают о семье композитора. Но для них в эту семью никак не входят Алоизия Вебер, Розенберг и, уж тем более, Сальери. Но не для таких, как я. Когда я рассказываю об этом невероятном музыкальном явлении, я вижу недоумение, а то и пренебрежение на лицах людей. Моцарт? Рок? Как это вообще может сочетаться? Наверное, это плохой рок... Да ну его, этого Моцарта! Но для меня рок-опера Моцарт – это феномен. Это музыка, идущая из души. Это энергетика, хлещущая через край. И мне все равно, что думают другие. Для меня сочетание черного и розового – это не эмо, а бессмертные цвета эмблемы. Лакримоза – не скучная мелодия, а пронзительная песнь боли, печали и величия. От хорошего может стать хуже. А счастье может быть несчастным. И пусть я не из тех фанатов, что шьют себе костюмы героев спектакля, пусть я не читаю фанфики, пусть я не желаю всей душой союза...

09/11/13, МДМ, "CHICAGO" (дневной)

Этот отчет, вероятнее всего, стоит назвать "И все-таки, он существует": впервые с закрытия Монте-Кристо мне удалось увидеть на сцене Максима Новикова, да еще и не в эпизодической, а в одной из главных ролей. Но я, пожалуй, напишу о нем чуть позже, все же, не только ради него я шла на Чикаго. К постановкам Стейдж Интертеймент у меня нет определенного отношения. Я долго не переносила Стейдж, потом поняла свои ошибки, но до сих пор в нем есть что-то, что меня отталкивает. Это что-то, в принципе, даже имеет название. Фарс. Стейдж ставит мюзиклы прекрасно, бережно перенося все на российскую сцену, там все качественно, на высоком уровне... но очень часто - без души. Как будто оболочка есть, а содержания почти нет. Может быть, я предвзята. Но это неприятное чувство возникает довольно часто.  На Чикаго в МДМ я шла, так и не посмотрев ни фильма, ни бутлегов - не было ни времени, ни желания. Все, что я сделала - прочитала статьи в Википедии и на broadway.com (такой ...